1701 Пётр I издал указ о постройке на Ладоге шести 18-пушечных кораблей(начало создания Балтийского флота)
/ /
Просмотров: 93 / Коментариев: 0


Указ “О постройке на Ладожском озере шести 18-пушечных кораблей”

2 февраля 1701 года был издан императорский указ Петра I “О постройке на Ладожском озере шести 18-пушечных кораблей”, который положил начало Балтийскому флоту. Петр I понимал, что от сильного военно-морского флота зависит экономическое, политическое и культурное будущее России. К тому же к началу XVIII века в Европе сложилась благоприятная обстановка для России: большая часть европейских государств начинали войну, которая должна была решить вопрос о политическом первенстве на континенте. Они сосредоточились на подготовке к войне, поэтому не могли помешать России возвратить русские земли, захваченные Швецией в XVII веке, и утвердиться на Балтийском море. Фактически строительство флота было начато императором в Воронеже еще в конце 1695 года, поэтому вскоре на Воронежской верфи при личном участии Петра был спущен на воду ряд мощных судов, среди которых были мощнейшие “Апостол Петр” и “Апостол Павел”.

Заключив 3 июля 1700 года с Турцией Константинопольский мирный договор, Петр I начал войну со Швецией. Исходя из этого, некоторые историки началом создания Балтийского флота считают первую морскую, а точнее, речную победу российских войск в ходе этой двадцатилетней Северной войны. В ночь на 7 мая 1703 года 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I атаковали в устье Невы шведские корабли. После жестокой атаки, преодолев упорное сопротивление шведов, русские захватили два судна: восьмипушечную “Астрильд” и десятипушечный “Гедан”. Та битва на Неве положила начало победам российских моряков на Балтике. За это сражение все офицеры были удостоены золотых, а солдаты и матросы —серебряных медалей с надписью: “Небываемое бывает”. 

По мере занятия русскими войсками побережья Балтийского моря в ходе Северной войны, система базирования флота расширялась. В 1710 году передовая база парусного флота была перенесена в Ревель, а для базирования гребного флота сначала использовался Выборг, с 1713 года — Гельсингфорс, а через год — Або. Это расширение базирования Балтийского флота позволило вынести оборону морских подступов к Санкт-Петербургу в западную часть Финского залива и создать благоприятные условия для активных действий флота на Балтийском море. В 1702 году во дворцовом селе Сясьское Устье, стоявшем на месте впадения реки Сясь в Ладожское озеро, была основана судостроительная верфь, а в 1703 году началось строительство Олонецкой верфи на реке Свирь, на которой к ноябрю одновременно строилось 50 судов: 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин. В 1704-1706 годах была построена Адмиралтейская верфь, на которой 5 декабря 1709 года был заложен первый линейный 54-пушечный корабль “Полтава”, названный в честь Полтавской победы над шведами 27 июня этого же года. В период с 1711 по 1714 годы в Петербурге и Архангельске строилось 15 линейных кораблей, самые крупные из которых имели 90 пушек. За всю историю России было построено примерно 900 военных судов, в том числе в Петербурге — 262, а из 48 линейных кораблей, имевшихся в русском флоте, 23 были построены на Адмиралтейской верфи.

Созданный Петром I Балтийский флот славен не только военными победами — он также внёс огромную лепту в мировую географическую науку своими экспедициями, открытиями и изобретениями. После революции, в 1918 году, Балтийский флот был переименован в Морские Силы Балтийского моря. С началом реализации программы строительства океанского флота, Балтийский флот утратил свое первостепенное значение, но он и сегодня является основной учебной базой и кузницей кадров для ВМФ России. 

Всего комментариев: 0
avatar